НОВОСТИ И СТАТЬИ
Информация начинающему RC гонщику о радиоуправляемых моделях
Хотите, чтобы ваш мужчина (независимо от возраста) прыгал от радости? И неважно 5 ему лет или 55 ? Подарите ему радиоуправляемую модельку или направьте его выбирать самого.
Содержание:
- Краткий словарь терминов радиомоделистов
- Аппаратура радиоуправления
- Принцип радиоуправления моделями
- Модели радиоуправляемых автомобилей
- Какие вопросы себе задать при выборе радиоуправляемого автомобиля
- Из каких частей состоит радиоуправляемая модель (перечень с кратким описанием)
- Сравнение электродвигателя и ДВС
- Какие типы шасси существуют
- Масштаб радиомодели, на что он влияет
Итак, вы решили стать Гонщиком радиоуправляемых моделей в виде любителя или возможно даже профессионала. Попробуем помочь разобраться на начальных этапах и посоветуем на что стоит обращать внимание при покупке радиоуправляемых моделей.
Сперва следует определиться для себя, насколько глубоко вы хотите «нырнуть» в мир радиоуправляемой техники. Что ближе вам: гонки на скорость, выполнение трюков или точность соответствия образцам «взрослой» техники…
Для начала познакомим вас с некоторыми терминами мира моделистов
RC - обозначает радиоуправление
Комплектация радиоуправляемой модели обычно описывает не столько наличие гаджетов и деталей, поставляемых вместе с моделью, а скорее насколько аппарат готов к использованию «из коробки».
RTR(RTF) - от «ready to run» («ready to fly»), то есть «готов к езде (полету)». Такие модели поставляются полностью укомплектованными и максимально собранными. Возможно что придётся после покупки зарядить аккумуляторы и/или вставить батарейки.
Kit (набор) - комплекты поставляются в виде набора деталей, из которых пользователю необходимо собрать готовую машину. Требует некоторых технических навыков и «прямых рук» собирающего.
ARR(ARF) «Almost ready to run» («Almost ready to fly») - «почти готов к использованию». Этот вариант нечто среднее между набором (kit) и RTR (RTF), а точнее обычно просто надо будет вставить некоторые детали в соответствующие разъемы. Иногда потребуется докупить какие-то узлы, вроде аккумуляторных батарей, пульта управления и т.п.
ДВС - Двигатель Внутреннего Сгорания (для тех моделей, которые используют принцип преобразования топлива во вращение двигателя)
делятся на
Нитро(нитрометановые) или по другому Калильные (используется топливо в различных пропорциях метанол+нитрометан+масло)
Бензиновые (в основном для крупных моделей из-за больших размеров этого типа ДВС)
Аппаратура радиоуправления бывает PPM и PCM.
PPM - с аналоговым принципом кодирования, достаточно дёшев, универсален и распространен. Возможность совместной работы приемников и передатчиков различных производителей
PCM - с цифровым. дороже PPM, каждая фирма придумывает свой механизм кодирования данных, без единого стандарта. При коротких помехах продолжает управление, есть возможность фиксации руля модели.
Вкратце о схеме радиоуправления:
При использовании пульта управления сигнал идет на приемник расположенный непосредственно на р/у модельке. Получив сигнал и обработав приемник передает импульс остальным узлам модели. В случае когда управляющий моделью крутит рулевое колесо сигнал идет на сервомашинку (сервопривод или просто серво), поворачивая ее в нужную сторону (через систему передач поворачивая и колеса модели). Если нажат акселератор (курок), приемник передает сигнал регулятору, который изменяет обороты двигателя (уменьшение/увеличение скорости модели). Аккумулятор само собой нужен для питания двигателя, сервопривода, приемника, регулятора. Сперва питание подается на электронный регулятор который и распределяет энергию на остальные узлы модели.
Система радиоуправления моделью с ДВС отличается от управления моделью с электромеханическим двигателем только в одном: когда RC гонщик жмет на курок, приемник передает сигнал на вторую сервомашинку (которую не устанавливают на электромодели). Она сдвигает заслонку на карбюраторе, изменяя напор топлива (обороты двигателя а следовательно и скорость также увеличивается/уменьшается)
Модели радиоуправляемых автомобилей
Определяться при выборе модели надо с:
1) типом двигателя - один из первоначально важных параметров.
2) типом шасси (шоссейные, дрифт - более "поворотистые", но также из подраздела шоссейных или по-другому туринг моделей, ралли, ралли-кросс, багги, трагги, краулер, монстр (монстр-трак))
3) масштабом модели (в основном надо обдумать где будете "гонять")
Модели с электромотором состоят из:
Шасси - в него входит трансмиссия (с ременной или карданной передачей), подвеска , амортизаторы, рулевая трапеция. И угольные пластины как основа.
Корпус - обычно из прозрачного материала (поликарбоната или лексана)
Двигатель - бывает двух основных типов стоковый(стандартный) или модифицированный(мощнее в среднем в два раза, но труднее в управлении)
Регулятор скорости - 2 типа: без заднего хода и с ним. Устройство для управления оборотами двигателя ( на регуляторе указано минимальное число витков поддерживаемых моторов и если витков меньше - регулятор вероятнее всего перегорит
Сервомашинка или рулевая машинка - управляет скоростью поворота и необходимым усилием поворотных колес.
Приемник - два основных типа модуляции АМ и FM, и два диапазона частот 40 МГц и 27 МГц.(есть и другие, но обычно не характерны для нашего ареала моделирования )
Аккумулятор - тут все более-менее просто, то за счет чего вся модель получает энергию и двигается.
Модели с двигателем внутреннего сгорания
Отличаются от электромеханических наличием дополнительной сервомашинки, отвечающей за «газ» и торможение.
Двигатели электро VS двс, сравнение
Особенности: ДВС отличаются от электромеханических наличием дополнительной сервомашинки, отвечающей за «газ» и торможение, также шасси и остальная конструкция изготовлена из более прочных материалов (у ДВС больший крутящий момент, чувствительный к требованиям надежности автомобиля)
Плюсы ДВС:
- модели с ДВС обычно более скоростные, чем электро (до 80 км/ч)
- время езды ограничено только запасом топлива
- более реалистичны, по сравнению с электро (звук, выхлоп)
Минусы ДВС:
- при высокой скорости ими сложнее управлять и проще разбить
- регулярная покупка топлива (если модель "Нитро", то только специализированное)
Плюсы электродвигателей:
- лучшее ускорение по сравнению с ДВС
- более простое управление
- тихий звук
- экологичность
- не требуется наличие такого ресурса как бензин или нитросмесь
Минусы электродвигателей:
- быстрая разрядка аккумулятора (как следствие при желании долгих заездов - необходимость иметь запасные)
- более низкая максимальная скорость
ДВС по объему разделяют на:
-
12-й класс (2.11 куб. см) – шоссейные масштаба (1:10)
-
15-й класс (2.5 куб. см) – шоссейные, багги, траки, монстры (1:10)
-
18-й класс (3.0 куб см) – багги, траки, монстры (1:10)
-
21-й класс (3.5 куб. см) – шоссейные, багги и монстры (1:8)
- 25-й класс (4.1 куб. см) – багги и монстры (1:8)
*классификация пошла от американского рассчета объема в кубических дюймах (к примеру 12й класс это 0,12 куб. дюйма)
шасси по виду отличается конструктивно и делится на:
- ванну(коробку), что очень распространена на недорогих моделях (высокая жесткость)
- деку, которая распространена больше на шоссейных, раллийных и багги, для более профессиональных гонок (удобна для смещения центра тяжести к низу)
- раму из труб, которая имея максимальную жесткость устанавливается на большинстве внедорожников, траках(трагги), бигфутах, монстрах
шоссе (туринг) - для езды по ровной поверхности (высокая скорость и управляемость, низкий клиренс). Полный для дрифтовых (4WD) реже задний (2WD) привод. Лучшие показателя скорости на прямых участках трасс. К этому типу можно также причислить формулу-1.
ралли и ралли-кросс - очень походят на шоссейники, единственное, что на раллийных не используются ременные трансмиссии и ставят больший диаметр колес (за счет чего доступны грунтовые треки)
багги - созданы для гонок по бездорожью, могут прыгать с трамплинов. Полный (4WD) или задний (2WD) привод.
трагги(траки) - родные братья багги, однако у них больший дорожный просвет(колея) и размер колес. Полный (4WD) или задний (2WD) привод.
краулеры - практически любые преграды для них не проблема: горы, камни, стволы деревьев, грязь и вода и т.д. Всегда оснащены полным приводом.
монстры - вездеходы, внедорожники обычно имеют полный привод, огромные колеса, 2-х или 3-х ступенчатые КПП, полный набор дифференциалов, спаренные амортизаторы, большой ход подвески, полный (4WD) или задний (2WD) привод.
Масштаб - их много и для разных целей. Например, от 1 к 24 и до 1 к 14 - это модели для внутренних помещений, настольные или напольные. Также масштаб влияет на размер устанавливаемых узлов, потому моделек на бензиновом ДВС маленьких масштабов не бывает - конструкция топливной системы не позволяет.
1 к 12 - эти модельки уже для гонок, на треке, асфальте, полу. Хороши для начинающих гонщиков (проще учиться управлению, труднее разбить).
1 к 10 масштаб: содержит множество типов, видов и моделей. Трековые, внедорожники, модели с ДВС, багги, траки и т.д. В основном для продвинутых моделистов.
1 к 8 или BigFoot - обычно для развлечений на природе, бездорожье и т.п. Не самая высокая скорость, однако одна из лучших по проходимости у устойчивости категория. Способны преодолевать любые препятствия и ездить по большинству поверхностей, прыгать с трамплинов и исполнять другие подобные трюки.
1 к 5 масштаб стандартно разделен на Onroad и Offroad. Первые имеют максимально приближенные к «взрослым» параметры, внешний вид и скорость, однако требовательны к дороге и самые дорогие по комплектующим. А вторые - лучшие из внедорожников и т.п. типов моделей.